Управление лодкой ПВХ
И снова параллель с автомобилем, куда уж без нее в разговоре о транспортных средствах, пусть даже водных. Поведение за рулем машины всегда определяет два документа: водительское удостоверение и Правила дорожного движения.
С лодками все то же самое. Если вес судна с мотором превышает 200 кг, то нужна регистрация маломерного судна и права на управление. Но даже на лодках меньших по массе, не требующих регистрации, придется неукоснительно соблюдать Правила пользования маломерными судами. С их содержанием хорошо ознакомиться перед тем, как купить лодку ПВХ, и выучить основные статьи – как себя вести у берега, при приближении к другим лодкам или пловцам и т.д.
Но правила есть правила, они определяют порядок поведения, и не дают добрых советов. А мы даем. В этой статье коротко расскажем об основных особенностях управления лодкой. С вёсельным судном все обычно понятно, а вот лодки ПВХ под мотор требуют разъяснения нюансов.
- Сразу после покупки в первый спуск на воду лучше всего не ставить рекордов скорости. Правильнее посвятить время движению на медленном ходу, чтобы понять основы управления, принцип маневрирования и податливость судна.
- Имеет значение высота размещения мотора. Он должен быть установлен под углом, не слишком сильно погружен в воду, не выдавать слишком сильные брызги при глиссировании.
- На стабильность лодки влияет правильное размещение нагрузки – багажа и пассажиров. Если проседает корма, то нужно пересмотреть размещение веса внутри лодки. Например, переместить кого-то из пассажиров на нос. Или, напротив, разгрузить его, если нос ровно лежит на воде.
- База управления отрабатывается на спокойной воде на медленном ходу без других участников движения. Лодка ПВХ, на которую установлен подвесной мотор, маневрирует с помощью штурвала. Если его поворачивать влево, то судно носом будет поворачиваться вправо и аналогичным образом в другую сторону. Поэтому если вы решили купить лодку ПВХ, не собирайте друзей в путешествие в первый же вечер. Сначала набейте руку, чтобы не попасть в водное происшествие, когда будет нужно обогнуть встречное судно или пловца.
- Прибавить скорость по правилам безопасности можно только после удаления от берега, на открытой воде.
- Чтобы подобрать человека на борт, используется холостой ход, все маневры производятся плавно, при максимальном приближении глушится двигатель.
- Глиссирование – так называется ход по воде на высокой скорости. Именно поэтому некоторые сразу предпочитают приобрести лодку ПВХ под мотор, скольжение по водной глади – особое удовольствие. Здесь очень важно распределение груза в разных частях лодки. Нос должен быть немного задран, а мотор установлен под правильным углом. Если лопасти мотора будут захватывать воздух над водой, то они быстро придут в негодность.
- Волны от встречного катера необходимо встречать перпендикулярно носом, кормой или под углом, но не бортом.
- С собой в летний период на воде обязательно нужно иметь спасательный жилет (его надевает каждый член экипажа и пассажиры), головной убор, очки с поляризационным эффектом.
- Перед первым выходом на какой-либо водный объект неплохо бы узнать информацию о нем: какие и где могут быть скрытые препятствия, затопленные плиты или металл.
- Никогда не перегружайте лодку. Грузоподъемность судна указана в паспорте, учитывается вес людей и груза.
И еще один совет. Это не прописано в правилах, но будет отлично, если перед каждым выходом на воду вы будете проверять наличие на своем судне следующего набора: аптечка, телефон с портативным зарядным устройством, свисток, питьевая вода, черпак и ремонтный комплект. Попутного ветра!